header-dds1
header-dds2
header-dds3
Ukrainian (Ukraine)English (United Kingdom)

Translate into...

Most Read

LAST COMMENTED

Articles archive

< December 2009 >
Mo Tu We Th Fr Sa Su
  1 2 3 4 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Visits

 Погода в Україні
 
Латиш Андрій. “Літургічний аспект спільнототворення в реаліях БГКЦ” (керівник – о.ліц.І.Гаваньо, рецензент – ліц.А.Осередчук) PDF Print E-mail

Вступление


Богословский труд, научное исследование не является самодостаточным. Они приобретают ценность в связи с мотивацией человека. Поэтому тема дипломной работы должна быть мотивирована самой жизнью, другими словами, тему должна породить сама жизнь.Тема церковной общины, без сомнения, всегда была и будет актуальной.


Христиане составляют народ Божий. Этот народ призван быть общностью людей, которых объединяет нечто большее, чем общность мировоззрения или интересов. Есть разница между множеством людей, толпящихся в супермаркете или на вокзале и группой людей, идущих в поход, например, в горы. В обоих случаях люди заняты одинаковым делом, но с одной большой разницей – в последнем случае у них есть сознание того, что они идут вместе. Что-то подобное происходит и в Церкви. Христиане не спасаются поодиноко, но идут вместе дорогой спасения.
Церковь как общение верных, как организм, где каждый служит Господу и ближним своими дарованиями – идеал, к которому Церковь всегда стремится и который будет достигнут только в Царстве Божьем. Церковь – организм, а живому организму свойственно болеть. Одна из болезней этого организма – кризис церковной общины. Сущность этой болезни – индивидуализм среди христиан. Многие люди стали членами сект, отпав от Церкви именно потому, что не нашли в ней общины. Где искать выход из кризиса общины? Прежде всего в Евхаристии, потому что в этом Таинстве Церковь являет сама себя. В ней христиане являют себя как собрание святых, как новая тварь во Христе. Все, что способствует духовному росту людей как общины христиан: общение, дела милосердия, миссионерство, взаимопомощь в жизни в миру не имеет в себе полноты и поэтому рано или поздно “выдохнется” если не будет укоренено в Евхаристии. Евхаристия – это то, с чего нужно начинать возрождение христианских общин. Поэтому в данной работе будет говориться о роли Литургии в процессе созидания общины.
В качестве источников при написании данной работы послужили труды протоиерея Николая Афанасьева, начавшего в ХХ столетии поворот в богословии Церкви к евхаристической экклезиологии первых столетий христианства: “Трапеза Господня” и “Вступление в Церковь”. Эти труды послужили теоретической основой при написании работы. Эта основа привязывается в данной работе к конкрету – ситуации в общинах БГКЦ. Для этого нами было проведено выборочное анкетирование среди прихожан этой Церкви. Данные анкеты дают возможность увидеть уровень национального сознания прихожан, их ментальность, готовность активно участвовать в жизни прихода, уровень воцерковленности. Цель работы: рассмотреть проблемы литургической жизни прихода и постараться найти пути их решения. Ведь прежде всего в Литургии нужно искать выход из кризиса общины.
Работа состоит из двух разделов. В первом разделе, который называется “Вступление в Церковь”, можно выделить два основных блока рассматриваемых вопросов. В первом говорится о вступлении в Церковь через вступление в конкретную общину в свете мистагогии, где Крещение и Миропомазание венчает Евхаристия. Во вором блоке вопросов говорится о пути человека к Церкви и пребывании его в общине в свете инкультурации в условиях Беларуси. Во втором разделе говорится о значении Литургии в процессе созидании общины. В нем рассматриваются проблемы евхаристической жизни, актуальные для БГКЦ, значение дня Господнего и праздников в свете первичности момента собрания всей общины в Евхаристии, а также вопрос участия мирян в богослужении. В завершение раздела рассматривается вопрос литургической жизни общины в свете ее миссии. В заключении кратко подводятся итоги по всем вопросам, которые были затронуты в работе. Также говорится о трех составных процесса созидания общины: Литургии, общении и обучении, где Литургия является источником всей жизни общины.
При написании работы использовался аналитический метод.
Поскольку тема дипломной работы связана с реалиями БГКЦ, логика требует от автора работы подать краткие сведения об этой Церкви.


Краткие сведения о Белорусской Греко-Католической Церкви
Белорусская Греко-Католическая Церковь начинает свою историю со времен Крещения Руси. На территории современной Беларуси первые епископские кафедры возникли еще в Х веке: Полоцкая (992 г.) и Туровская (1005 г.). Эти епархии были составной частью Киевской митрополии. Символично, что объединительный Собор 1596 года состоялся в белорусском городе Бресте. Именно на белорусских землях дело Унии имело наиболее сильные позиции. Ко второй половине XVIII века 85% сельского населения этнической Беларуси принадлежало к Униатской Церкви.
Раздел Речи Посполитой и связанное с ним включение белорусских земель в состав Российской империи открыли новую и трагическую страницу истории Унии на этих землях. Национальная и церковная политика России вплоть до так называемого Полоцкого собора 1839 года привела к уничтожению Униатской Церкви на территории современной Беларуси. В результате большая часть униатов была насильно переведена в лоно Российской Церкви; значительная часть перешла в лоно Церкви Римо- Католической. В период между двумя Мировыми войнами в Беларуси происходил процесс возрождения Унии. В западной ее части, входившей в состав Польши, возникли униатские приходы. Это был период неоунии, но он был недолог. ІІ Мировая война и включение западно-белорусских земель в состав СССР положили ему конец. В новой политической ситуации белорусские греко-католические приходы могли существовать только в эмиграции.
Процесс демократизации в конце 80-х в СССР, затем распад Союза и обретение БССР независимости в 1991 году сняли внешние препятствия для возрождения Греко-Католической Церкви в Беларуси. В 2000 году БГКЦ официально отпраздновала 10-летие своего возрождения в Беларуси. Сейчас это одна из 22 Восточных Церквей своего права, пребывающих в единстве с кафедрой апостола Петра. На конец 2000 года эта Церковь насчитывала пятнадцать приходов и один монастырь, в которых служили семь священников и два дьякона. Чтобы представить конфессиональную ситуацию в Беларуси, лучше привести статистические данные. На 1 января 1998 года в Республике Беларусь были зарегистрированы 2334 религиозные общины. В том числе: РПЦ – 1031; старообрядцы – 35; РКЦ – 392; протестанты – 730; иудеи – 18; мусульмане – 22 общины. Белорусские греко-католики, к сожалению, еще не имеют ни епархии, ни экзархата. В 1994 году Рим назначил Апостольского визитатора для греко-католиков Беларуси о. Сергия Гаека, MIC.
Важно отметить, что большинство верующих БГКЦ – это люди молодого и среднего возраста (согласно данных анкет 92%). К тому же значительную часть белорусских греко-католиков составляют люди с высшим образованием. Все это свидетельствует о перспективе для БГКЦ.


Заключение: жизнь общины как гармония Литургии, общения и обучения
Человек вступает в Церковь через Крещение и Миропомазание. Причем человек становится членом Церкви через вступление в конкретную общину. Логично поэтому начинать возрождение церковной общины с возрождения правильного видения и практики Крещения и Миропомазания. Основными направлениями этого возрождения являются очищение от формализма и придание жизненности институту восприемничества, а также возвращение к древней практике связи Крещения с собранием верующих. В полноте человек становится членом Церкви в Евхаристии, где он через Причастие соединяется со своими братьями и сестрами через участие в Теле Христовом. О Крещении, Миропомазании и Евхаристии Традиция говорит как о мистагогии. Поэтому в практике Восточной Церкви эти три Таинства не разделяются во времени. В Литургии народ Божий являет себя как новая тварь во Христе, как Церковь.
О значении Литургии Церкви говорится во втором разделе работы. Но прежде чем говорить о богослужении, нужно начать разговор с того, что не составляет его сущности, но должно учитываться общиной, поскольку влияет на процесс единения и возрастания ее во Христе. Эти моменты объединяет понятие инкультурации. В своей деятельности Церкви необходимо исходить из своей миссии проповеди слова Божьего и ведения людей к Царству Божьему с одной стороны и из ментальности людей, к которым обращено это слово – с другой. Такие факторы, как наличие или отсутствие храма в приходе, национальное самосознание, вопрос богослужебного языка, проблема обрядовой идентичности, Церковь в лице прежде всего своих пастырей должна осмыслить также и в свете важности учитывания влияния их на процесс созидания общины.
Греко-Католическая Церковь среди других Церквей в Беларуси занимает особое положение. В силу своего обряда, языка богослужения и проповеди она является, если так можно сказать, наиболее белорусской. И это на фоне преобладания русского языка почти во всех сферах жизни белорусского общества. Важно различать ментальность всего народа и ментальность прихожан конкретной Церкви. Между ними зачастую имеется расхождение. Если Церковь не учитывает этих расхождений и не готова проявить гибкость в вопросах не имеющих догматического и морального характера, то она рискует быть сведенной в обществе до уровня всего лишь некой субкультуры. В русле учитывания ментальности народа должны делать первые шаги в создании церковных общин пастыри БГКЦ. Без осознания фактора ментальности нельзя приступать к разговору о роли в созидании общины литургии Церкви, а также общения и обучения.
Завершающий момент мистагогии – Евхаристия. Евхаристия – это Таинство единения верующих со Христом, а через единение с Ним – между собой. В ней мы преодолеваем разделение, которое является следствием греха. Неправильное понимание Евхаристии и Церкви приводит к искажениям в литургической практике: служению Литургии для каких-либо групп верующих внутри общины, добровольному уклонению от Причастия. Эти искажения препятствуют тому, чтобы Евхаристия стала Таинством Единения общины в полноте. Основной в евхаристической экклезиологии принцип – собрания всех “на одно и то же” должен быть ключевым в практическом разрешении проблем евхаристической жизни в приходах БГКЦ.
В свете принципа “evpi. to, auvto. ” важно учитывать значение дня Господнего и праздников, которые являются днями, когда на Литургию приходит наибольшее число верующих. Перенесение совершения Евхаристии в праздники на вечернее время в условиях Беларуси должно дать возможность как можно большему числу прихожан БГКЦ принять участие в праздничных Литургиях. Идеалом для общины христиан является ежедневное совершение Евхаристии при условии того, что она будет совершаться собранием всей общины. Если принцип “evpi. to, auvto. ” будет забываться, то ежедневное служение Литургии не станет Таинством Единения для всей общины.
Процесс созидания общины обречен на неудачу без активного участия в нем мирян. Ключевой момент в активном задействовании мирян в дело созидания общины – возрождение понятия “сана мирянина”. Активное участие мирян в литургии Церкви как “царственного священства” должно быть началом возрождения служения мирян в Церкви.
Община верных не должна существовать для самой себя. Одна из ее задач – миссия среди тех, кто еще не уверовал в Христа. Если община не будет миссионерской, то она не будет расти и развиваться. В условиях, когда богослужение в БГКЦ не носит ярко миссионерского характера, важную роль для нее может иметь катехуменат, воскресные школы и другие церковные институты, призванные быть мостом для людей, пришедших в Церковь на их пути к Литургии. Поэтому так важно возрождение институтов обучения в Церкви прежде всего на приходском уровне.
При ответе на вопросы литургической жизни, рассматриваемые в данной работе, как то: вступление в Церковь, возможность служения Евхаристии для каких-либо групп верующих в общине, связь богослужения и миссии и другие становилось очевидно, что в процессе созидания общины нельзя перенести всю нагрузку на литургию. Нужно еще и обучение. Однако церковная община предполагает не только совместную богослужебную жизнь, а также обучение, но и совместную жизнь в миру, когда христиане общаются и вне храма. Большой помощью в умении общаться для членов общины может стать возрождение агап. “Агапа всегда была связана с Евхаристией, будучи как бы продолжением и мостиком между храмом с его строгим, чинным порядком литургии, Евхаристии, домашней и вообще внехрамовой жизнью. Я думаю, что в этом качестве агапа имеет огромное значение, и не случайно Оливье Клеман, один из крупнейших современных богословов, говорит, что агапы – это путь в будущее нашей Церкви, их необходимо возрождать”, – говорит отец Георгий Кочетков.
Таким образом, в процессе созидания вырисовывается условно треугольник, вершинами которого является Литургия, общение и обучение. И при выпадении даже одного из этих трех элементов дело созидания общины не будет иметь успеха.
Перед каждым приходом как идеал должна стоять цель – стать общиной. В этом стремлении, возможно, что внутри прихода сформируется некая община. Важно, чтобы она не пртивопоставляла себя приходу, не отрицала возможность того, что кто-то имеет право быть менее вовлеченным в жизнь Церкви. В таком случае община может стать ядром прихода. Верующие, которые еще не созрели для того, чтобы составлять общину, тоже спасаются, только по-своему.
Обыкновенно, когда белорусы говорят о секуляризации, индивидуализме, они “кивают” на Запад, забывая, что сами живут в крайне секуляризованном обществе. Индивидуализированное общество – вызов для Церкви и в то же время перспектива для нее. Успешность христианской проповеди в таких обществах во многом зависит от того, насколько Церковь сможет явить в себе альтернативу индивидуализму. Поэтому перед приходами БГКЦ, равно как и перед приходами других Церквей Беларуси, стоит задача живого свидетельства самих себя как общин людей, в которых “плачут с плачущими и радуются с радующимися”. Источником жизни и всех сторон деятельности Церкви является Евхаристия. Без Евхаристии не может быть подлинной общины людей. В данной работе была сделана скромная попытка показать проблемы в евхаристической жизни Церкви, актуальные для БГКЦ, и постараться найти ответы на них. Будущее БГКЦ и всей Церкви Христовой за общинами, центром жизни которых будет Евхаристия.


Содержание
Вступление. Краткие сведения о БГКЦ …………………………………………………. 3
Раздел І. Вступление в Церковь ......................................................................................... 7
1. Крещение и Миропомазание как введение в жизнь Церкви ………………………… 7
2. Богослужение как явление Церкви ................................................................................ 13
3.Проблема церковной принадлежности и идентичность благочестия ......................... 15
4. Язык богослужения и проповеди ................................................................................... 20
5. Календарный вопрос ……………................................................................................... 25
Раздел ІІ. Значение Литургии в процессе созидания общины ........................................ 30
1. Евхаристия – Таинство Единения общины ................................................................... 30
2. День Господень, праздники и их значение в свете принципа “evpi. to, auvto.” .........38
3. Богослужение как сослужение клириков и лаиков ...................................................... 48
4. Литургия и миссия ....……………................................................................................... 53
Заключение: жизнь общины как гармония Литургии, общения и обучения ................ 57
Список использованных источников и литературы ......................................................... 61
Приложение № 1 ........……………...................................................................................... 64